10 стопок для гостя

Про рюмку спиртного «на посошок» слышали многие. Этот обычай и сейчас приветствуется во многих семьях. Но мало кто знает, что «финальных рюмочных подношений» как символов гостеприимства традиционно было 10! И каждая рюмка имела свое название.

Первая – застольная, в знак уважения к хозяевам.

Вторая – подъемная. Ее наливали, когда человек изъявлял желание покинуть компанию и начинал вставать.

Третья – на ход ноги. Наливалась, когда гость отходил от стола.

Четвертая – запорожская. Наливалась за порогом дома.

Пятая – придворная. Ее полагалось осушить во дворе.

Шестая – на посошок. Полную рюмку ставили на посох, и если рука дрогнула и содержимое пролилось – человека оставляли на ночлег.

Седьмая – стременная. Ее подавали, когда гость поставит ногу в стремя.

Много изделий из стекла ввозилось в то время из-за границы, и стоили они огромных денег. За ту цену, какую платили за большую стеклянную банку, можно было купить целого телёнка. Это Койет учёл и решил построить стекольный завод для изготовления аптекарской и прочей посуды.

При царе Алексее Михайловиче в 1669 году начал работать второй завод в селе Измайловском, близ Москвы. Это был уже государственный, казенный завод. И начал он выпускать питейную посуду: чарки, рюмки, бокалы, кувшины, кубки и прочую продукцию.

Выделывали там сулеи (бутылки, графины), оловейники (кувшины), ставцы (ковши), кружки, братины (ковши для вина), рюмки, стаканы, лампадки (светильники) и мухоловки. Гордостью Измайловского завода была отлитая на нем саженная (двухметровая) рюмка. Чудо-рюмка – выше самого высокого человека – была хитро украшена стеклянными нитями. Могла она вместить два ведра вина.

Стеклоделие стало активно развиваться в России при Петре Первом, когда построили ещё три государственных и шесть частных стекольных заводов, выпускавших хрустальную посуду и оконные и литые зеркальные стёкла. Мастеров отправляли обучаться за границу, в том числе в Венецию.

Чтобы способствовать спросу, Петр I велел хозяевам трактиров бесплатно наливать посетителям первую рюмку. Владельцы же пошли на хитрость: они завели мини-стопы емкостью примерно 10-15 миллилитров, чтобы исполнить царский указ и при этом сильно не потратиться. Крошечные рюмки в народе стали называть «мухами», а выражение «ходить под мухой» появилось благодаря хитрецам, которые умудрялись за ночь обходить несколько трактиров и в каждом из них получать свою законную бесплатную «муху».

Екатерина Великая продолжила политику Петра. Много государственных заказов размещалось на отечественных стекольных заводах, в том числе и для нужд императорского двора.

Самыми значимыми в России были предприятия, построенные династией Мальцовых.

Стеклянная и хрустальная фабрика первоначально была заведена в 1723 году жителем Гжатской пристани Назаром Дружининым и калужанином Сергеем Аксёновым в Можайском уезде на Синодальных оброчных пустошах, в 1724 году велено быть при них компанейщиком города Рыльска гостиной сотни Василию Мальцову.

К 1734 году Василий Васильевич Мальцов остался единственным полновластным хозяином и явился основателем знаменитой династии стеклозаводчиков Мальцовых. В сороковые годы XVIII века фабрика выпускала стеклянную и даже хрустальную посуду высокого художественного уровня.

Василий Мальцов нанимал даже богемских мастеров. Благодаря иноземным специалистам, а также деловой хватке владельца мальцовский завод в Можайском уезде стал известен по всей России. Екатерина II выпустила указ, по которому только дворяне могли приобретать заводы, так что богатые промышленники (и Мальцовы тоже) быстро вспомнили про свое происхождение, оформили бумаги – и продолжили заниматься стекольно-хрустальными делами.

В 1746 году уже в преклонном возрасте Василий Мальцов передал дело в руки сыновей Акима и Александра, перед которыми вскоре встали новые трудности. В 1747 году Сенат издал указ о запрещении строительства фабрики заводов ближе двухсот верст от Москвы, а существующие уже фабрики было предписано ликвидировать. Мальцовы, не останавливая работ на фабрике, начали перевод ее на новые места по частям. Часть фабрики была переведена Акимом Мальцовым на купленную землю во Владимирском уезде. Впоследствии этот завод получил название Гусь-Хрустальный.

Именно мальцовские умельцы не только научились выпускать хрусталь, конкурирующий с богемским, но и побеждали на разных мануфактурных выставках. К концу XIX века хрустальную продукцию поставляли в 43 города России, Варшаву и даже Харбин.

Из пятнадцати Мальцовских заводов во второй половине XVIII века только Гусевский, Радицкий, Дятьковский и Золотковский производили «хрустальную посуду со шлифовкой и гравировкой, а также художественной росписью».

В начале XIX века семейству Мальцовых принадлежало 15 стекольных заводов, где была сосредоточена почти половина рабочих, занятых в стекольной промышленности России.

Цветное стекло появилось раньше, чем привычное нам белое. Многочисленные декоративные изделия – вазы и чаши, украшения и прочее – на заре производства стекла делали как раз из цветного, к тому же зачастую непрозрачного стекла. В соответствии с существующими в те давние времена технологиями сварить цветной состав, из которого в будущем получалось стекло, было гораздо проще, чем заниматься его же очищением.

Самые первые образцы стекла содержали много примесей, за счет которых цвет его получался «грязным». Это были и железо, и песок или мраморная пыль – все то, что указывало на компоненты, из которых изготавливали стекло.Однако очень скоро в стекло стали добавлять яркие красители, чтобы перекрыть непрезентабельные коричнево-зеленые оттенки, а значит, придать готовым изделиям из стекла привлекательный внешний вид. Интересно также, что отсутствие прозрачности также имело под собой почву: чаще всего так делали для того, чтобы скрыть недостатки технологий – появляющиеся пузырьки и остатки песка, которые не проварились.

Существовали свои секреты, которые передавались только по наследству, а если стеклодув волею судеб оказывался бездетным, то и секрет его мастерства уходил вместе с ним.

Еще одним «тормозом прогресса» в вопросе цветного стекловарения был тот факт, что крайне редко мастера-стеклодувы задавались вопросами, почему оттенок получается именно таким. А уж о том, чтобы экспериментировать, чаще всего никто и не думал: коммерческая ценность цветного стекла была важнее, чем продвижение технологий.

Свой вклад в стеклоделие в России внес Михайло Ломоносов, который проявлял большой интерес к технологии изготовления спиртных напитков. А в 1752 году он, по распоряжению Сената, открыл завод по изготовлению стекла «разной надобности».
Ломоносов расширил палитру красителей, применив при этом строго научный метод. Таким образом, он сумел получить большую гамму цветов и оттенков окрашенных стёкол.

К концу XVIII века утвердилась мода на художественное стекло. Производство такого стекла наладили на Императорском стекольном заводе в Санкт-Петербурге. Вазы, бокалы, кувшины, рюмки и прочие изделия Императорского завода были красивы и изящны, и пользовались большой популярностью среди знати и высокопоставленных вельмож.

В середине XIX века в России освоили новую технологию изготовления бутылок. Теперь их не выдували, а лили в специальных машинах, что значительно удешевляло и ускоряло процесс.Бутылке можно было придать точную геометрическую форму. Особой популярностью пользовался штоф – четырехугольная емкость с коротким горлышком. В России того времени каждому напитку соответствовала бутылка определенной формы и цвета. Была бутылка пивная, ликерная, коньячная, бутылка простая, столовая, для шампанского, для англицкой горькой.

Большое значение имел цвет стекла. Обыкновенную водку разливали в бутылки бесцветного стекла, темных и светлых зелёных тонов. Дорогую водку лили в фигурные бутылки из бесцветного, янтарного или вишневого стекла, в рубиновые, молочного и голубого дымчатого стекла, из хрусталя и фарфора. Настойки, наливки и прочие крепленые напитки разливали в бутылки, тонированные зеленым, синим и оливковым колером.

Водочные компании, заказывая бутылку для своей продукции, заботились о ее оригинальности и узнаваемости потребителем. Все известные производители спиртного имели свою «фирменную» бутылку. «Торговый дом П.А. Смирнова» узнавали по конусообразной бутылке, Шустов предпочитал разливать коньяки в бутылки в форме графина, «Бекман и К» ввела в оборот бутылку-фляжку.Правда, все интересные новшества в этой области, моментально подхватывались конкурентами и выдавались за свои. Часто дела доходили до судебных разбирательств, но и суды ни разу не смогли вынести вразумительного решения.

При Николае II в России было принято «Положение о стеклянной посуде». Согласно положению, каждый производитель должен был ставить на бутылке клеймо со своим знаком, местонахождением завода и годом выпуска. Изображение орла на бутылке означало высшую государственную награду за победу на выставке, которую посетила царская семья.
К началу XX века в средней полосе России работало множество небольших предприятий, выпускавших посуду и листовое стекло. Правда, они не могли удовлетворить растущих потребностей: объем импорта оставался высок.

В середине XIX века 153 завода выпускало посуду, из них 17 изготовляли предметы роскоши для императорского двора. К 1896-1900 годам насчитывалось уже 300 предприятий стекольного дела.

Ежегодно 19 ноября в России отмечают День работника стекольной промышленности. Для профессионального праздника стекольщиков был выбран день рождения выдающегося ученого Михаила Ломоносова, благодаря трудам которого в России появилось цветное стекло.

Сергей Песков «История стекла. От стеклянного оружия до стекол иллюминаторов космических кораблей»